Автоцистерны.
Виды, устройство и характеристики
Перевозки грузов цистернами позволяют решать транспортные задачи, целью которых является перевозка, доставка, транспортировка и перемещению наливных грузов автотранспортом. Перевозка наливных, жидких грузов цистернами имеет ряд особенностей.
Дело в том, что для каждого вида наливных грузов, даже однотипных, требуются отдельные, специально модифицированные полуприцепы - цистерны. Например, сырую нефть и бензин, или другие тёмные и светлые продукты переработки нефти, перевозить в одинаковых цистернах нельзя. То же самое касается и жидких пищевых продуктов молоко, патока, масло, сок и т.д.
Содержание
Применение | Заправщик | Материалы |
Виды | Требования | Налив |
Назначение | Резервуары | Наполнение |
Классификация | Обозначение | Уровень |
Оборудование | Типы |
Заказать перевозку наливных грузов недорого!
Применение автоцистерн
Применение автоцистерн и полуприцепов цистерн ППЦ позволяет резко увеличить грузоподъемность подвижного состава и снизить себестоимость перевозок. Сегодня существует ряд модификаций автоцистерн, специально приспособленных для перевозки светлых и темных нефтепродуктов, химических и пищевых разновидностей жидких наливных грузов. Автомобили и автопоезда цистерны получают очень широкое распространение, хотя себестоимость перевозок в цистернах в среднем несколько выше по сравнению с обычными грузовыми автомобилями. Однако при их использовании исключаются расходы на тару и упаковку, обеспечивается лучшая сохранность груза при погрузке, перевозке, разгрузке. Значительно уменьшаются расходы на погрузочно - разгрузочные работы (сокращение времени, исключение ручного труда).
Цистерны для перевозки наливных грузов устанавливаются на шасси грузовых авто, прицепах и полуприцепах. Кроме того, цистерны могу быть с термоизоляцией, подогревом и охлаждением. Так, например, цистерны для перевозки специфических материалов (парафин, мыло, смола, мазут и др.) делают подогреваемыми во избежание застывания этих грузов при доставке. Для транспортировки скоропортящихся продуктов автоцистерны выполняются с искусственным охлаждением. Автомобили цистерны и автозаправщики выпускаются на базе шасси основных моделей грузовых автомобилей, прицепов и полуприцепов. Они отличаются только грузовым кузовом, изготовленным в виде цистерны, и оснащены специальным оборудованием, к которому можно отнести компрессоры, насосы, краны, клапана и прочее оборудование для выполнения соответствующих работ.
Цистерны, устанавливаемые на шасси грузовых автомобилей и прицепного состава
Сегодня для автомобильных цистерн характерны следующие тенденции:
- Снижение собственной массы (применение легких сплавов, пластмасс и несущих конструкций прицепного состава);
- Увеличение вместимости полуприцепа цистерны;
- Доработка и совершенствование конструкции;
- Повышение производительности оборудования для наполнения и разгрузки цистерн.
Полуприцепы-цистерны ППЦ имеют ряд модификаций, соответственно для инертных и агрессивных веществ, в зависимости от физического состояния подобных наливных грузов, и т.д. Также разнообразны и материалы, из которых изготавливаются ППЦ. Перевозка грузов осуществляется цистернами, специально предназначенными для отдельных видов груза. Среди них можно выделить следующие виды автоцистерн:
Основные виды автоцистерн
Химические
• Цистерны для перевозки химических жидкостей (автоцистерны для химикатов) предназначены для перевозки продуктов химической промышленности, как лёгкой, так и агрессивной. Для перевозки агрессивной химии изготовление сосуда автоцистерны, как правило используется нержавеющая сталь. Полуприцепы цистерны для перевозки химикатов изготавливают нержавеющей стали специальной марки AISI 316, которая представляет собой марку AISI 304, но улучшенную за счёт добавления в сплав молибдена. Благодаря молибдену сталь особенно устойчива к коррозии, высоким температурам и агрессивным средам химических веществ.
Ещё для перевозки наливной химии применяют гуммированные цистерны, которые используются в перевозках и временном хранении агрессивных кислотно - щелочных грузов, так как внутренняя поверхность покрыта мастикой на основе битумных смол и рядом прочих дополнительных защитными средств, которые по своим свойства обеспечивают надёжную защиту внутренних сосудов полуприцепа цистерны от разъедания. Также для перевозки кислотно-щёлочных веществ с агрессивными, коррозийными свойствами применяются автоцистерны произведённые из композитных материалов, таких как стеклопластик.
Пищевые
• Автоцистерны для перевозки пищевых жидкостей (пищевые цистерны) применяют для перевозки, временного хранения, доставки к месту реализации и в пункты переработки пищевых жидкостей плотностью не более 1.03 г/см3. К пищевым жидким грузам относятся различные соки, концентраты, растительные масла, жиры, сиропы, патока, шоколад, глюкоза, алкогольные напитки, молочные продукты, а также живая рыба и многое другое.
Автомобили цистерны для перевозки жидких, пищевых продуктов должны соответствовать европейским экологическим стандартам. Для этого нужно проходить процедуру пропарки и обработку внутренних поверхностей ёмкости АЦ дезинфицирующими веществами перед каждой загрузкой. Для транспортировки жидких пищевых продуктов, ёмкости ППЦ изготавливают из качественной нержавеющей стали марок INOX или AISI 316L. Пищевые АЦ имеют теплоизоляционный, изотермический слой минерального утеплителя для удержания температуры наливного груза. Изотермическая пищевая цистерна состоит из стойкой к коррозии нержавеющей стали и различного количества секций, основания и отсека обслуживания, расположенного в задней или боковой части автоцистерны. Цистерна имеет заливные горловины, предназначенные для наполнения, дезинфекции и осмотра внутренней поверхности ёмкости ППЦ. Каждая горловина закрывается отдельными, крышками с тепловой изоляцией, а трубопроводы наполнения и сливная арматура имеют эффективную защиту от обмерзания в зимнее время года.
Бензовозы
• Автоцистерны для перевозки светлых нефтепродуктов ГСМ (цистерны бензовозы) предназначены для транспортировки и кратковременного хранения производных продуктов нефти плотностью 0.7 - 0.86 г/см3 по автомобильным дорогам общего назначения в условиях, соответствующих их конкретному климатическому исполнению. Автоцистерны бензовозы предназначены для перевозки различных видов светлых нефтепродуктов ГСМ. Это бензин, дизтопливо, керосин, присадки, смазки и смазочные материалы, базовые масла, электроизоляционные среды, растворители, нефтехимическое сырьё и другие.
Бензин в достаточно большой мере состоит из летучих, легковоспламеняющихся и взрывоопасных фракций, поэтому цистерны бензовозы изготавливаются с учетом соблюдения высоких требований пожарной безопасности. Автоцистерны бензовозы обычно имеют несколько автономных отсеков, позволяющих одновременно перевозить несколько видов топлива, обычно количество отсеков колеблется от 3 до 5 штук, но встречаются и исключения. Цистерны бензовозы изготавливают из стали, которая имеет марку 09Г2С, толщиной не менее 4 мм. Также цистерны, бензовозы для перевозки светлых нефтепродуктов различаются по объему загружаемого топлива, причем в очень широких пределах. Таким образом, бензовозы различаются по емкости автоцистерны, по форме (чемодан, овал или круглая) и по количеству отсеков. Правильно выбранная форма цистерны способна увеличить объем перевозимого нефтепродукта. Наличие разделённых отсеков у автоцистерны, дает возможность одновременно, доставлять бензин разных марок на автозаправочные станции АЗС.
Битумовозы
• Автоцистерны для перевозки тёмных нефтепродуктов (цистерны битумовозы, мазутовозы и нефтевозы) предназначены для перевозки и краткого хранения тёмных нефтепродуктов. Тёмные нефтепродукты, это нефть, мазут и битум, которые представлять собой остаточный продукт переработки или естественные производные каменного угля, нефти и сланцев. Цистерны битумовозы и мазутовозы являются техникой специального назначения. Данный вид автоцистерн обеспечивает подогрев груза во время перевозки до 250 градусов Цельсия.
Различные виды конструкции автобитумовозов позволяют сохранить температуры горячего битума при его перевозке, подогрев в цистерне до рабочей температуры, перекачивание, минуя цистерну, и забор из битумоплавильных котлов и битумохранилищ. Подогревание битума или мазута в цистерне обеспечивается за счет специальных систем жаровых труб, которые функционируют на дизельном топливе или керосине. Кроме того, специальная изотермическая конструкция резервуара битумовоза обеспечивает малую теплопотерю, что в совокупности с системами подогрева позволяет осуществлять транспортировку нефтепродуктов на дальние расстояния. Внутри цистерна имеет перегородки (волнорезы) для уменьшения гидравлических ударов при торможении машины. К волнорезам прикреплены две жаровые трубы, проходящие внутри цистерны на всю ее длину. При входе в цистерну жаровые трубы имеют расширение с огнеупорной обмазкой, которое образует топочное пространство. Топливо в баке находится под давлением и подается к двум стационарным и одной переносной горелкам. Насос не только заполняет цистерны битумом, но производит его циркуляцию и слив. При изготовлении битумовозов и комплектующих используются специальные материалы, которые способны обеспечить безопасную перевозку специфического груза. Ведь перевозка груза, который может легко воспламенятся, а его температура колеблется в пределах 230 градусов Цельсия считается процедурой повышенной опасности, которая требует тщательного подхода на всех этапах транспортировки.
Газовозы
• Автоцистерны для перевозки сжиженных газов СУГ (цистерны газовозы) Нужны для перевозки и кратковременного хранения газов, к которым относятся пропан, бутан и их смеси под давлением до 2.3 МПа и при при температуре от -40 до +45 °С. Для перевозки сжиженных углеводородных газов (СУГ) используются специальные автоцистерны и полуприцепы-цистерны газовозы. Цистерны-газовозы имеют особое устройство, несущую внешнюю оболочку и двойные стенки сосудов. Высокий уровень безопасности при эксплуатации цистерн газовозов, достигается за счёт использования в конструкции двустенной оболочки цистерны. Пространство между стенками заполнено специальным трудногорючим материалом.
Полуприцепы газовозы для перевозки сжиженного газа подразделяются на два типа:
- Заправочные - ППЦЗ. Предназначены для заправки баллонов сжиженного газа топливных систем автотранспортных средств. Объем заправочных полуприцепов составляет 12-31 м. куб. В технологическом блоке ППЦЗ устанавливается насосный агрегат, счетчик, предохранительная и запорная арматура. Для контроля уровня СУГ используется электронная система измерения уровня или механический указатель уровня. С выхода счетчика сжиженный газ через заправочный шланг и раздаточный кран подается в топливную систему автомобиля.
- Транспортные - ППЦТ. Отличаются насосным агрегатом высокой производительности, механическими счетчиками с пропускной способностью 200-300 л/мин, оснащены донными и предохранительными клапанами, уровнемером.
Назначение автоцистерн
Автоцистерна для обычных условий эксплуатации
Этот вид автомобильных цистерн имеет простой металлический корпус и используется для перевозок неприхотливых наливных грузов при плюсовой температуре окружающей среды или жидких нефтепродуктов неподверженных замерзанию благодаря своим свойствам. В такой автоцистерне нет устройств подогрева и термоизоляции ёмкости, поэтому в процессе перевозки температура груза не сохраняется и не поддерживается.
Изотермическая автоцистерна
Изотермические АЦ сохраняют температуру залитого груза во время транспортировки за счёт применения изолирующих материалов в своей конструкция. Перевозки наливных грузов изотермическими цистернами обеспечивают минимальные тепловые потери жидкого груза, которые составляют от 1 до 3°С в сутки. В основном, этот вид автомобильных цистерн используется для перевозки скоропортящихся пищевых продуктов и прочих грузов этого сегмента. Например молоко в таких цистернах остаётся холодным даже в самую жаркую погоду. Есть наливные грузы, которые нужно перевозить только в горячем состоянии. Для этих целей применяют изотермические автоцистерны. Корпус такой автоцистерны работает по принципу термоса и изолирует груз от факторов внешней среды в приделах от - 30 до + 40°С. Цистерна изотерм способна сохранять температуру наливного груза на определённое время от 10 до 20 часов в зависимости от температуры окружающей среды.
Изотермическая автоцистерна с паровой рубашкой
Этот вид автомобильных цистерн обладает всеми вышеуказанными свойствами изотермических автоцистерн. Изотермическая автоцистерна с паровой рубашкой обладает дополнительной возможностью разогрева груза. К примеру, если температура перевозимого груза слишком низкая или в условиях зимней транспортировки груз загустел и стал вязким, то его выгрузка значительно затрудняется. В этом случае загустевший груз подогревается при помощи горячего пара температурой до 200°С. Пар от внешнего источника подают по специальным паровым трубам, которые расположены во внутреннем контуре полуприцепа цистерны. Разогретый пар подается от паровых установок и универсальных нагревателей воздуха. Также возможно исполнение ППЦ с паровыми трубами для обогрева от системы выхлопа отработавших газов тягача. Наличие паровой рубашки в автоцистерне и наличие парогенератора в пункте выгрузки – это одно из важнейших условий, с помощью которого осуществляется быстрая и качественная разгрузка наиболее вязких типов наливных грузов.
Изотермическая автоцистерна с автономным подогревом
Этот класс автомобильных цистерн оснащён специальным оборудованием, которое служит для поддержания температурного режима во время транспортировки жидкого наливного груза. На такой спецтехнике присутствует полный набор оборудования, который позволяет поддерживать постоянную температуру жидкого груза при перевозке. Это теплогенератор и сеть теплопроводников, которые проходят внутри ёмкости. Такие автоцистерны имеют специальный автономный теплогенератор, который не связан с двигателем тягача. Работает эта система следующим образом. За счёт специального устройства теплоноситель нагревается до необходимой температуры и циркулирует по специальным внутренним каналам полуприцепа - цистерны. Система автономного подогрева имеет возможность поддерживать необходимую для груза температуру за счёт предварительных настроек реле-контроллера. Тем самым в условиях зимней перевозки автоцистерна изотермическая с автономным подогревом имеет больше преимуществ нацеленных на сохранность и стабильность свойств различных жидких грузов в процессе их сезонной транспортировки.
Автоцистерна для перевозки опасных грузов
Перевозка опасных наливных грузов в автоцистернах, это большая составляющая сферы транспортировки наливных грузов автотранспортом. К опасным грузам относятся нефть и нефтепродукты ГСМ, сжиженный газ СУГ, кислоты и щёлочи, растворители, спирты, смолы и полимеры, опасные отходы и другие химические жидкости с опасными свойствами. Безопасность перевозок опасных грузов - это состояние защищенности жизни и здоровья людей, их имущества, окружающей среды, объектов и средств транспорта от транспортной опасности перевозимых опасных грузов.
Цистерна для транспортировки опасных наливных грузов предназначена для перевозки продуктов химической промышленности, как лёгкой, так и агрессивной. При перевозке агрессивной химии для изготовления сосудов автоцистерны очень часто используется нержавеющая сталь марки АС-316 и дополнительно подвергают гуммированию внутренние сосуды ППЦ. Гуммированные цистерны используются для перевозки и временного хранения агрессивных кислот или щелочей. Внутренняя поверхность цистерны, кислотовоза покрыта мастикой на основе битумных смол и рядом дополнительных защитными средств, которые обеспечивают надёжную защиту внутренних сосудов ППЦ от его разъедания. Гуммировке также подлежат все трубопроводы, устройства запорной арматуры и элементы имеющие прямой контакт с жидкой агрессивной средой химического вещества налитого в автоцистерну.
Перевозка опасных грузов автомобильным транспортом требует особого внимания за техническим состоянием специальных автомобилей для перевозки опасных грузов. Топливный бак должен быть отделен от аккумулятора и перевозимого груза защитными перегородками. Номинальное напряжение питания не должно превышать 24В. Вся электропроводка должна быть изолирована антикоррозийным, бесшовным материалом. Автомобиль должен быть заземлен для защиты от статических разрядов (молний). Автомобиль, перевозящий опасные грузы должен быть в обязательном порядке снабжен табличками с указанием типа опасного груза. К управлению ТС, перевозящему опасные грузы может быть допущен только водитель, имеющий свидетельство ДОПОГ и медицинский контроль, имеющий стаж управления подобным ТС не менее 3 лет. В настоящее время к опасным перевозкам может относиться около трех тысяч опасных грузов, входящих в список опасных веществ и подпадающих под действие национальных и международных правил перевозки опасных грузов.
Классификация автоцистерн
Классифицируются автоцистерны по следующим признакам:
- а) по типу базового шасси – автомобиль-цистерна, прицеп цистерна, полуприцеп-цистерна;
- б) по проходимости – обычной проходимости, повышенной и высокой;
- в) по назначению – для транспортирования, для транспортирования и заправки;
- г) по виду транспортируемого (заправляемого) груза – для жидких, газообразных, порошкообразных, сыпучих и полужидких грузов;
- д) по классам:
- - класс – для взрывчатых веществ;
- - для сжиженных и сжатых газов, а также растворенных под давлением;
- - для легковоспламеняющихся жидкостей;
- - для легковоспламеняющихся веществ и материалов;
- е) по вместимости (грузоподъемности) цистерны – малой, средней и большой вместимости;
- ж) по типу несущей системы – рамные (цистерна установлена на раме) и несущие (подвески и колеса крепят к цистерне);
- з) по типу технологического оборудования для выгрузки продукта – под действием гравитационных сил (самотеком и ссыпанием), механическая выгрузка, пневматическая выгрузка, выгрузка с помощью насосов (своих или сторонних), самосвальная выгрузка.
- Автоцистерны для перевозки светлых нефтепродуктов, (бензовоз, масловоз, мобильная АЗС);
- Автоцистерны для перевозки темных нефтепродуктов, (битумовоз, мазутовоз, нефтевоз);
- Автоцистерны для перевозки химических жидкостей, (кислотовоз, щёлочевоз);
- Автоцистерны для перевозки пищевых жидкостей, (водовоз, молоковоз, патокавоз, масловоз);
- Автоцистерны для перевозки газов СУГ (газовоз, пропановоз, метановоз, аммиаковоз и т.п.)
- Автоцистерны для перевозки сыпучих грузов (муковоз, кормовоз, силосовоз цементовоз и т.п.);
- Топливозаправщики на шасси разных марок грузовиков;
- Маслозаправщики на шасси разных марок грузовиков;
- Автогудронатор на шасси разных марок грузовиков;
- Автоцистерна вакуумная с насосом (нефтепромысловая машина, илосос, ассенизатор).
Оборудование автоцистерн
Оборудование автоцистерн позволяет выполнять следующие операции:
- Наполнять цистерну нефтепродуктами (в том числе с помощью насоса, не входящего в оборудование цистерны);
- Выдавать нефтепродукты из цистерны с помощью насоса или самотеком;
- Перемешивать нефтепродукт в цистерне;
- Производить откачку нефтепродукта из раздаточных и приемного рукавов в цистерну;
- Перекачивать нефтепродукты из одного резервуара в другой, минуя цистерну.
Технологическое оборудование автоцистерн выбирается в зависимости от операций, которые должны выполняться, особенностей шасси автомобиля, на котором монтируется оборудование, и отличается большим разнообразием. Каждая АЦ оборудуется дыхательными клапанами для сброса излишек давления. Цистерны снабжены отстойником со спускным устройством, указателем уровня жидкости, устройствами верхнего и нижнего слива, специальными химически-стойкими шлангами и средствами пожаротушения.
Цистерны имеют компрессора или помпы с механическим приводом, а во внутренних отсеках ППЦ установлены поперечные волнорезы для гашения динамических волн и раскачки груженой автоцистерны в процессе перевозки наливной продукции. Для доставки наливных грузов, в зависимости от сезонных требований к перевозке, АЦ и ППЦ могут иметь термоизоляцию для сохранности груза от внешних температурных факторов. Ещё такие цистерны могут иметь встроенное насосное оборудование, различны системы подогрева груза и т.д.
Оборудование автоцистерн для перевозки нефтепродуктов:
- Цистерна с заливной горловиной;
- Дыхательный клапан;
- Насос для перекачки;
- Гидравлическая система трубопроводов;
- Напорно-всасывающие рукава;
- Система управления;
- Контрольно-измерительные приборы;
- Электрическое и противопожарное оборудование.
Автотопливозаправщики
Автотопливозаправщики предназначены для транспортировки, кратковременного хранения и заправки техники с измерением объема отпускаемого топлива. В отличие от классических бензовозов, АТЗ способны осуществлять заправку автомобильной или гусеничной спецтехники или другого оборудования работающего на бензине или дизельном топливе. В состав специального оборудования автозаправщика входят насосная установка со счетчиком выданного топлива и фильтрами тонкой очистки, раздаточный рукав с топливораздаточным краном, заправочный пистолет и пр.
Автоцистерна |
Объем 11 200 литров. Эллипсовидная на один или два отсека (в зависимости от комплектации), материал корпуса сталь 09Г2С 3 мм. (днища и волнорезы толщиной 4 мм.), крышка горловины из алюминиевого сплава с дыхательным клапаном. |
Топливоподача |
Насос СВН - 80 с гидравлическим приводом от КОМ и гидронасосом. Счетчик отпущенного топлива ДД - 25 - 1,6 СУ, раздаточные рукава, топливораздаточный кран А - 50 М/РКТ - 20. |
Прочее |
Пеналы с крышками и сбором капельной течи, рукава Gassoflex по 3 метра, боксы с огнетушителями, лестница, искрогаситель, противоскользящая площадка и пр. |
Автомобили топливозаправщики в качестве обязательного оборудования имеют также фильтры тонкой очистки и счетчики расхода топлива, само-наматывающиеся барабаны для раздаточных рукавов с наконечниками и кранами. Автомобили-заправщики маслами могут иметь подогреватели.
Требования к конструкции автомобильных цистерн
Цистерны должны удовлетворять требованиям инструкции МВД о порядке перевози опасных грузов автомобильным транспортом. В этом случае автотранспортные средства (в т.ч. цистерны) должны выполнять следующие дополнительные требования:
-
Выпускная труба с глушителем должна быть вынесена в сторону радиатора с наклоном выпускного отверстия вниз. Если расположение двигателя не позволяет устанавливать выпускную трубу перед радиатором, допускается ее выводить в правую сторону вне зоны цистерны и топливных коммуникаций;
-
Топливный бак должен размещаться на наибольшем удалении от двигателя, выпускной трубы и электрических проводов, защищаться со стороны передней и задней стенок металлическими щитками, а со стороны днища металлической сеткой с размером ячейки 10x10 мм;
-
Транспортное средство заземляется металлической цепью и должно иметь два огнетушителя, устанавливаемых вне кабины водителя.
Классификация резервуаров
Резервуары - это стационарные или передвижные сосуды, в которых хранится нефть или нефтепродукты. Они могут классифицироваться в зависимости от формы, материалов, типа размещения и других характеристик. Наиболее важным критерием при выборе считается вместимость цистерны.
Обозначение автоцистерн
В настоящее время не существует единой системы обозначения цистерн. Индексация автоцистерн состоит из двух-трех букв. Они обозначают тип базового шасси (А - автомобиль, П - прицеп, ПП - полуприцеп) и назначение цистерны (Ц - цистерна транспортная, ТЗ - топливозаправочная цистерна). Цифры обозначают номинальную вместимость цистерны в кубических метрах и марку базового шасси. Например, АЦ-4,2-53А - автомобиль цистерна транспортная, номинальная вместимость 4,2 м3, на шасси автомобиля ГАЗ-53А. Наряду с буквами Ц и ТЗ применяются обозначения: ЦЗ - цистерна заправщик, МЗ - маслозаправщик. Специальные обозначения типа перевозимых грузов: М - масло, В - вода, С - спирт, СЖ - специальные жидкости. Например, ЗСЖ-66 - заправщик специальными жидкостями на шасси автомобиля ГАЗ-66. В подавляющем большинстве перевозка наливных грузов осуществляется автоцистернами с типичными характеристиками.
Можно указать основные из них:
- Ёмкость от 1.5 до 50 тыс. л;
- Длина от 5 до 16.1 м;
- Масса в пределах 4.5 - 11 т;
- Количество отсеков в цистерне от 1 до 8;
- Рабочее давление до 25 кг/см. куб;
- Цистерны оснащаются пневматической или рессорной подвеской.
Типы автоцистерн
Типы автоцистерн по форме сечения:
- Цилиндрическая форма цистерны имеет круглое сечение;
- Эллиптическая форма цистерны имеет овальное сечение;
- Трапецевидная форма цистерны имеет чемоданное сечение.
Типы автоцистерн по характеру взаимодействия с шасси:
- АЦ - непосредственно автоцистерны, неотъемлемы от шасси;
- ППЦ - полуприцепы-цистерны;
- ПЦ - прицепы-цистерны.
Из каких материалов делают автоцистерны?
Особое значение имеет материал, из которого сделаны транспортные емкости ППЦ. Обычно для этих целей используется конструктивная, тонколистовая, легированная или нержавеющая сталь и прочные алюминиевые сплавы, а также композитные материалы, причем каждый из вариантов имеет свои преимущества.
Цистерны в этом сегменте делятся на 4 категории:
- Полуприцеп-цистерна из конструктивной стали;
- Полуприцеп-цистерна из алюминия;
- Полуприцеп-цистерна из нержавеющей стали;
- Полуприцеп-цистерна из композитных материалов.
Полуприцеп-цистерна из конструктивной стали
Стальные, топливные полуприцепы-цистерны изготавливается в основном российскими производителями из конструкционной стали. Имеет достаточную прочность, но при этом имеет высокий собственный вес. Срок эксплуатации такой бочки, как правило, составляет 3-5 лет. Можно отметить, что эта сталь является наиболее податливым материалом в плане ремонта, будь то наваривание ребер жесткости, срочная сварка в пути или комплексный капитальный ремонт. Вместе с тем, полуприцеп, произведенный из данного материала, имеет большую массу, в среднем от 7 до 9 тонн. Также это весьма экономичный материал. Толщина стенки зачастую составляет всего 4-5 мм, новые цистерны из стали самые доступные на сегодняшний день.
Для стальных цистерн характерны:
- Высокая жесткость;
- Ударопрочность;
- Максимальная ремонтопригодность;
- Хорошая адаптированность к российским условиям эксплуатации;
- Относительно низкая цена.
Полуприцеп-цистерна из алюминия
Алюминиевая топливная автоцистерна изготавливается из современного материала – легированного алюминия. В результате использования этого материала автоцистерна имеет достаточно лёгкий собственный вес - стандартная комплектация, 5 секций, 36000 литров – 5700 килограмм. И при этом сохраняет прочность и повышает уровень экологической безопасности. Отечественные производители автоцистерн ещё не совсем освоили технологию варки алюминия, по этой причине на рынке предлагаются в основном марки европейских производителей алюминиевых цистерн. Стенки автоцистерн, сделанных из алюминиевого сплава, гораздо толще своих стальных аналогов, толщина в среднем доходит до 6 мм.
В сравнении со сталью, у алюминия есть свои плюсы:
- Малый вес;
- Меньший расход топлива буксировщика;
- Стойкость, как к внутренней, так и наружной коррозии металла;
- Износостойкость и длительный срок службы;
- Высокая остаточная стоимость;
- Способность сохранять пластичность при экстремально низких температурах;
- Гарантийная искра безопасность.
Полуприцеп-цистерна из нержавеющей стали
Как альтернативу стальной отечественной бочке из конструкционной стали европейские производители предлагают нашему рынку для перевозки светлых нефтепродуктов ГСМ полуприцепы - цистерны из нержавеющей стали марки АС-304. Толщина нержавеющей стали 3 мм, что даёт возможность транспортировать топливо бензин или дизель в стандартной комплектации 4 секции, 34 000 литров при собственном весе ППЦ 6500 килограмм. Полуприцепы цистерны из нержавеющей стали значительно легче, чем прицепы из конструкционной (чёрной) стали и значительно прочнее и надёжнее чем топливные цистерны из алюминия.
Стали коррозионностойкие AiSi 304, AiSi 321, AiSi 316Ti и др. это аустенитная сталь с низким содержанием углерода. Применяют ее при изготовлении оборудования для пищевых и химических предприятий, оборудование для производства, транспортировки и хранения молока и субпродуктов, вина, пива и иных напитков, а также кухонных и столовых принадлежностей. Эта сталь являет собой основной сорт в семействе нержавеющих сталей и содержит минимум Хрома (Cr) и Никеля (Ni). Такое содержание хрома обеспечивает образование на поверхности стали особого оксидного слоя, который придает стали устойчивость к воздействию различных химических веществ.
Полуприцеп-цистерна из стеклопластика
Полуприцеп цистерна с композитной емкостью, позволяет транспортировать агрессивные, коррозийные жидкости. Стеклопластик это композиционный материал, состоящий в основном из стекловолокнистого наполнителя и полимерной матрицы (связующего), объединяющего наполнитель в единую однородную композицию. Цистерны из композитных материалов предназначены для транспортировки и временного хранения любых видов жидкостей (в том числе - химически агрессивных сред - кислот, щелочей, нефтепродуктов и т.д.).
Используемый стеклопластик 10 мм на основе полиэфирных, винилэфирных смол устойчив ко многим агрессивным жидкостям. Стеклопластики являются конструкционными материалами способными выдерживать все виды нагрузок, включая ударные и вибрационные. Стеклопластики нерастворимы и не подвержены плавлению. Стеклопластики обладают высокой химической стойкостью, низким водопоглощением, экологической чистотой конечного продукта. Форма цистерны цилиндрическая, постоянного сечения с внутренними элементами жесткости (волнорезами), которые усиливают надежность всей конструкции цистерны и препятствуют возникновению гидроударов.
Преимущества полуприцепов-цистерн из стеклопластика:
- Высокая удельная механическая прочность;
- Высокая стойкость к воздействию агрессивных средств;
- Высокая ремонтопригодность;
- В случае необходимости ремонт или реконструкцию возможно произвести на месте эксплуатации;
- Стеклопластик не подвержен био-обрастанию мхом и плесенью;
- Высокая стойкость к воздействию ультрафиолетового облучения.
Наиболее часто встречающиеся агрессивные среды, транспортировку и хранение которых возможно производить в стеклопластиковых емкостях. Стеклопластиковые автоцистерны перевозят - соляную, фосфорную кислоты, едкий натр, хлорное железо, полиоксихлорид алюминия без ограничения по концентрации, а также серная кислота, смесь кислот соляная и плавиковая, гипохлорит натрия, едкий калий и пр. Конструкция полуприцепа-цистерны -рамная, съемная, емкость крепится к полуприцепу стяжными лентами.
Система нижнего налива автоцистерн
Наполнение автоцистерны по правилам ДОПОГ
Ограничения, касающиеся уровня наполнения цистерн, определены в главе 4.3 Европейского соглашения о международной дорожной перевозке опасных грузов ДОПОГ. Также ограничения в отношении уровня наполнения автоцистерн устанавливаются производителем и указаны в технической документации на нее.
Положения ДОПОГ на территории Российской Федерации применяются к:
- Международным перевозкам опасных грузов автомобильным транспортом между Российской Федерацией и другими странами участницами ДОПОГ (ст. 4 Федерального закона от 24.07.1998 № 127‑ФЗ «О государственном контроле за осуществлением международных автомобильных перевозок и об ответственности за нарушение порядка их выполнения»);
- Внутренним перевозкам опасных грузов по территории Российской Федерации, осуществляемым в порядке оказания услуг автомобильного транспорта (п. 3 «Правил перевозок грузов автомобильным транспортом», утвержденных постановлением Правительства РФ от 15.04.2011 № 272, и Федеральный закон от 08.11.2007 № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта»).
Для исключения опасных ситуаций, вызванных смещением наливных грузов, цистерны при перевозке, по возможности, должны быть или почти полностью заполненными, или пустыми. В любом случае, если вместимость цистерны (или секции) более 7500 литров, и она не оборудована перегородками или волнорезами, то в ходе ее загрузки должны соблюдаться установленные пунктом 4.3.2.2.4 ДОПОГ ограничения. Цистерна должна быть наполнена либо больше, чем на 80%, либо меньше, чем на 20% своего объема. Наиболее опасный уровень наполнения цистерны — в промежутке от 20 до 80%, поскольку в этом диапазоне образуются наиболее сильные волны.
Положение жидкости в цистерне
Цистерны, предназначенные для перевозки жидкостей, имеют внутренние перегородки для уменьшения динамических ударов жидкости в переднюю и боковую стенки, особенно при резком торможении или повороте. Правда наличие перегородок в цистерне снижает скорость слива жидкости из нее и затрудняет внутреннюю промывку ёмкости, а также уменьшает полезную грузоподъемность. В некоторых странах в последнее время цистерны изготавливаются без внутренних перегородок. Такое решение требует высокой квалификации, умению и дисциплине водителей, управляющих такими транспортными средствами.
Рис. 1
При резком торможении волна жидкости в наполненной цистерне, двигаясь вперед или вбок, как бы подталкивает автомобиль (Рис. 1). Это может оказать чрезвычайно вредное воздействие на повороте или при торможении. Однако при плавном и непрерывном торможении волна жидкости достигает передней стенки цистерны и, отразившись от нее, начинает двигаться в обратном направлении, способствуя торможению. Таким образом, плавность выполнения маневров обеспечивает требуемую безопасность движения.
Рис. 2 | Рис. 3 |
На закруглении дороги жидкость в цистерне смещается в сторону, противоположную повороту. Это вызывает возникновение дополнительного опрокидывающего момента из-за удара жидкости о стенку цистерны и смещения центра тяжести (Рис.2). Водитель перед поворотом должен значительно снизить скорость перед самым вращением рулевого колеса слегка увеличить подачу топлива. Жидкость несколько сместится к задней стенке, что позволит лучше «посадить» автомобиль на повороте. Кроме того, это в какой-то степени разгрузит передние управляемые колеса и облегчит вращение рулевого колеса.
Особую осторожность следует проявлять водителю при управлении автопоездом-цистерной. В этом случае все описанные явления с жидкостью возникают отдельно в автомобиле-цистерне и прицепе-цистерне, а их действие складывается. Учитывая, что в цистернах часто перевозят горючее, нетрудно представить возможные последствия в случае аварии.
Опытный водитель учитывает степень заполнения цистерн жидкостью. Если цистерны заполнены почти полностью, то управление автомобилем упрощается. Но если сосуды полузаполнены то процесс перевозки значительно усложниться (Рис.3). В полностью заполненной цистерне не возникнет гидравлических ударов при торможении или разгоне, а смещение жидкости на повороте не окажет существенного влияния на поведение грузового транспортного средства.