Главная Медиа Статьи Автоцистерны и наливные грузы Автоцистерны России - история развития

История развития автоцистерн в России

История производства и развития первых атоцистерн в России

Смотрите больше фотографий автоцистерн в галерее

С давних времен у людей возникала потребность хранить и перевозить жидкости. В первую очередь воду, а затем вино, молоко и другие текучие продукты. Для их размещения пользовались специальными ёмкостями бочками. 

Когда появились автомобили, их двигателям потребовался жидкий продукт переработки нефти бензин. Возникла потребность его доставлять до потребителей. В это же время одновременно с самосвалами и фургонами начинают распространяться цистерны на шасси автомобиля.

Поскольку автомобилизация распространялась взрывными темпами, среди автоцистерн главными стали те, что предназначены для перевозки жидкого автомобильного топлива. Но постепенно становилось понятно, что в автоцистернах можно перевозить не только бензин или керосин, но и другие жидкости например, молоко, питьевую воду и т.д. В дальнейшем эволюция автоцистерн продолжалась.

В 30-х годах прошлого века появляются автомобили цистерны для перевозки сжиженных газов, строительных растворов, и, конечно же, ассенизационные цистерны. Потому представляется логичным начать с истории автоцистерн, предназначенных для перевозки и временного хранения бензина и прочих светлых ГСМ.

Цистерны для перевозки жидкого топлива

Они появились с самого начала распространения автомобиля. В царской России широко использовались бензоцистерны, смонтированные на американских грузовиках «Уайт». В 20-х годах бензоцистерны устанавливали на импортные, в основном немецкие, шасси «Мерседес», «Бюссинг» и другие. Но постепенно цистерны перебираются на отечественные шасси: АМО-3, ГАЗ-АА и Я-3.

Автоцистерна на шасси ГАЗ-АА. Топливная автоцистерна двойного назначения, для хранения, транспортировки раздачи самотёком светлых нефтепродуктов.

Автоцистерна на шасси ГАЗ-АА для перевозки нефтепродуктов, сработанная в условиях автохозяйства.

Автоцистерна на шасси ЗИС-5 Ленинградского завода «Промет» 1935–1937 г. выпуска.

Первым советским промышленным производителем автоцистерн для жидкого топлива стал Ленинградский завод «Промет». Его цистерны монтировались на шасси ЗИС-5, имели емкость 3000 л и могли использоваться как для транспортировки бензина к потребителям, так и керосина для продажи населению. Газифицированы были только крупные города, а большая часть населения пользовалась для приготовления пищи керосинками, отошедшими в историю лишь к 70-м. Да и «лампочка Ильича» имелась не везде, поэтому классическая керосиновая лампа была незаменима в темное время суток.

Автоцистерна на шасси ЗИС-5В для транспортировки бензина 1941–1945 годов выпуска.

Продажа керосина велась прямо из цистерны, его наливали в емкости и бидоны покупателей. Первая отечественная серийная автоцистерна состояла из железного резервуара с грязевиком, установленным на раме из продольных и поперечных брусьев, прикрепленных к раме автомобиля хомутами и связанной с шасси железными стяжками.

Для работы цистерна имела специальную арматуру состоящую из:

  • Наливной горловины, снабженной предохранителем от взрыва паров бензина или керосина;
  • Фильтром-сеткой для очистки топлива, центрального вентиля;
  • Спускного трубопровода, также снабженного предохранительным клапаном.

Автоцистерна на шасси ЗИС-5 для транспортировки бензина 1946–1949 годы выпуска.

Автоцистерна на шасси ЯГ-10 имела обьём 8000 литров. АЦ производства завода «Промет» (Ленинград) стали самыми большими автоцистернами в довоенном СССР.

Кроме того, цистерна завода «Промет» снабжалась двумя запорными вентилями для спуска содержимого самотеком с резьбовыми переходами для навертывания удлинительных рукавов и поплавковым указателем для определения степени наполненности цистерны. Большинство цистерн «Промет» поставлялись потребителям с механическими насосами с приводом от двигателя автомобиля через специальный редуктор с карданным валом, соединявшим его с коробкой передач. Насос монтировался на специальной раме, прикрепленной к основной раме автомобиля. Однако на случай поломки двигателя или насоса цистерны по желанию заказчиков имели еще и ручной насос «Гард». В обязательное оборудование ленинградских бензоцистерн входили дополнительные приемные и раздаточные рукава, закрепленные скобами и замками на цистерне. Цистерны имели также противопожарные устройства и огнетушители, размещенные в легкодоступных местах, глушитель автомобиля переносили вперед и устанавливали под радиатором. Для гашения гидравлических ударов при движении неполной цистерны у нее внутри имелось несколько не доходящих до дна перегородок-волнорезов.

По специальным заказам цистерны «Промет» могли иметь два отделения - для горючего большее, для масла меньшее. Для одновременной перевозки вместе с бензином смазочных материалов по обе стороны цистерны имелись специальные полки под 12 бидонов или канистр для масла и двух бидонов для смазки - тавота, солидола и т.д. Великая отечественная проблему снабжения самолетов, танков и другой военной техники высветила, что называется, «во весь рост». Началось срочное изготовление упрощенных автоцистерн для перевозки бензина и масла, снабжавшихся, в основном, ручными насосами и монтировавшихся на упрощенных шасси ГАЗ-ММ и ЗИС-5В. Подобные цистерны изготавливались очень многими оборонными заводами и их конструкции могли отличаться очень сильно. По ленд-лизу приходили бензовозы на шасси «Студебекеров», но их было очень мало, поэтому многие такие шасси получили цистерны, изготовленные на советских предприятиях. Они эксплуатировались до начала 60-х годов.

Несмотря на все усилия, производство автоцистерн для нефтепродуктов в годы первых пятилеток было незначительным, их вместимость в основном не превышала 3000 л, хотя эксплуатация и техобслуживание было несложным из-за отсутствия сложных насосных установок и автоматизированных систем контроля и управления сливными операциями. Рост производства грузовых и легковых автомобилей, а также возрастание объемов перевозок нефтепродуктов привели к созданию в 1946–1960 г. нескольких десятков типов автоцистерн для нефтепродуктов на базе автомобилей средней и большой грузоподъемности, полуприцепах и прицепах. Одновременно усложнялось оборудование автоцистерн.

Наиболее известными и распространёнными послевоенными автоцистернами для перевозки светлых нефтепродуктов стали:

АЦ-2,6-355М на шасси Урал-355М «Уральского механического завода»

АЦ-3,8-150 и АЦ-4-150 «Квасиловского машиностроительного завода» и «Грабовского завода Противопожарного оборудования»

АЦ-4-151 Московского завода «Котлострой»

И конечно, здесь нельзя не упомянуть автомобиль-цистерну большой грузоподъемности АЦ-8-200 на шасси МАЗ-200, выпускавшегося с 1954 г. Киевским заводом «Стройдормаш»

Бензоцистерна АЦ2-51 емкостью 2000 л на шасси ГАЗ-51 пошла в серийное производство в 1950 г. и предназначалась для перевозки и кратковременного хранения бензина, керосина, лигроина. Корпус цистерны имел полуэллиптичекую форму и устанавливался на трех опорах. Между опорами и лонжеронами рамы автомобиля прокладывались деревянные брусья, цистерна прикреплялась к опорам при помощи кронштейнов, притянутых к ним болтами.

АЦ2-51 на шасси ГАЗ-51 для транспортировки и хранения нефтепродуктов, выпускавшаяся с 1950 по 1954 г. Посевинским механическим заводом.

АЦ-2-51А на шасси ГАЗ-51А для транспортировки, кратковременного хранения и продажи керосина населению, выпускавшаяся с 1960 по 1964 г. Одесским заводом «Сельхозагрегат»

В передней части цистерны имелся отстойник, а в задней — сливной трубопровод. Внутри корпуса имелись волнорезы. По бокам цистерны крепились металлические ящики для укладки шлангов и шанцевого инструмента, у задних торцов ящиков укреплялись стремянки, а на корпусе цистерны монтировались поручни. Заполняли цистерну при помощи центробежного двухступенчатого насоса СЦЛ, а опорожнить ее можно было как при помощи насоса, так и самотеком. Цистерна имела фиксированную цену 14 740 дореформенных рублей на протяжении всех лет выпуска до 1965 г. в. Автоцистерны АЦ2-51 в основном использовались в сельской местности для подвоза горючего на МТС. Производство бензоцистерны увеличенной до 2600 л емкости на более тяжелом шасси Урал-355 началось в 1950 г. на Уральском механическом заводе, а с 1956 г. цистерны АЦМ-2,6-355М начал производить так же и Еманжелинский Механический завод.

Корпус цистерны состоял из трех обечаек, образующих ее стенки, и двух днищ. Обечайки выполнялись из стальных листов толщиной 3 мм, а днище — из листов толщиной 4 мм. Внутри корпуса цистерны имелись два кольца жесткости, к которым приваривались стальные пластины, выполнявшие функции поперечных волнорезов, вдоль корпуса цистерны также предусматривались три продольных волнореза. Оборудование, установленное на цистерне, включало в себя вертикальную цилиндрическую заливную горловину, указатель уровня налива, смотровое окно, а также воздухоотводящее устройство, не допускавшее образования воздушных мешков при заполнении цистерны. Цистерна заполнялась жидким топливом через горловину средствами заправочной станции, а сливались самотеком, через сливной шланг. Также горючее могло перекачиваться в посторонние емкости при помощи механического центробежного насоса СЦЛ, установленного на автоцистерне. Оптовая отпускная цена АЦМ-2,6-355М составляла 21 050 руб.

АЦ-3,8-150 на шасси ЗИС-150 для транспортировки нефтепродуктов, выпускавшаяся с 1950 по 1956 г.

Автоцистерны бензовозы АЦ-3,8-150 и АЦ-4-150 Красиловского и Грабовского заводов были самыми массовыми и самыми распространенными бензовозами с 1950 по 1970 г.

АЦ-4-150 на шасси ЗИС-150 для транспортировки и временного хранения нефтепродуктов 1952 г.

АЦ-4-150 на шасси ЗИС-150 для перевозки нефтепродуктов, выпускавшаяся с 1956 по 1959 годы Квасиловским механическим заводом.

Эти машины снабжали горючим больше половины автомобильного парка страны и отличались неприхотливостью и простотой эксплуатации. Обе цистерны калиброванные, типа 799. Их корпуса состоят из обечаек, сделанных из стального листа толщиной 3 мм, и двух днищ толщиной 4 мм; корпус опирается на три поперечных опоры, закрепленных на лонжеронах рамы. Между лонжеронами и опорами проложены деревянные брусья. Внутри цистерн имеются поперечные и продольные волнорезы. Автоцистерны изготавливались в двух модификациях с ручным насосом и без насоса. Насос монтировали на цистерне с левой стороны автомобиля.

  • Автоцистерны могли, кроме перевозки топлива, еще и выполнять заполнение цистерны до объема, установленного при калибровке, через заливную горловину;
  • Слив жидкого топлива самотеком через сливной шланг в подземную емкость или наземные резервуары;
  • Перекачивание топлива через сливной шланг при помощи бензоперекачивающих средств заправочной станции или бензозаправщика, а также из одной посторонней емкости в другую, минуя собственную емкость, при помощи ручного насоса;
  • Раздачу топлива в цистерны и посторонние емкости, через раздаточный шланг при помощи ручного насоса.

Автоцистерна АЦ-4-151 выпускалась с 1957 г. и первоначально монтировалась на шасси автомобиля повышенной проходимости ЗИС-151, затем ЗИЛ-157. Цистерна в основном предназначалась для механизированной заправки машин профильтрованным топливом в полевых условиях и заправки с замером выдаваемого топлива, а также для перемешивания горючего в своей цистерне для приготовления топливных смесей.

АЦ-4-151 – топливная автоцистерна общего назначения вместимостью 4000 л без насосного оборудования на шасси ЗИС-151.

Корпус АЦ-4-151 изготавливался из стали, внутри цистерны имелись три продольных и два поперечных волнореза. К нижней части цистерны приваривались восемь опор с кронштейнами, которыми цистерна крепилась к раме автомобиля. Снаружи вдоль цистерны устанавливались поручни для удобства входа на боковые площадки при ее обслуживании. По сравнению с базовым шасси ЗИС-151 у шасси под автоцистерны АЦ-4-151 изменено расположение и крепление запасного колеса, а также топливного бака и ресиверов пневмосистемы, а глушитель выведен вперед и закреплен под передним бампером.

АЦ-8-200 на шасси МАЗ-200 для транспортировки нефтепродуктов, выпускавшаяся с 1958 по 1969 г. Киевским заводом Стройдормаш

Тяжелая автоцистерна АЦ-8-200 емкостью 8000 л также предназначалась для перевозки и кратковременного хранения жидкого топлива. Она имела конструкцию, подобную цистернам на шасси ЗИС-150 и ЗИС-151. Но снаружи к цистерне приваривались скобы для крепления лестниц-стремянок, позволявших добираться до заливной горловины, через которую цистерна заполнялась топливом перекачивающими средствами нефтебаз и нефтехранилищ. Топливо из цистерны сливалось самотеком через сливной трубопровод.

АЦ-3,8-164А упрощенной конструкции на шасси ЗИЛ-164А для транспортировки нефтепродуктов, выпускавшаяся с 1963 по 1966 год Квасиловским машиностроительным заводом.

ПЦ-4,2-754В Прицеп-цистерна выпускался в период 1963-1967 г.г. на шасси прицепа ИАПЗ-754В. Цистерна предназначалась для перевозки нефтепродуктов плотностью не более 0,86 г/см3, имеет эллиптическое сечение, изготовлена из стали.

АЦ на шасси ЗИЛ-130 топливная автоцистерна общего назначения.

АЦ-8-5334 на шасси МАЗ-5334. Топливная автоцистерна с насосным оснащением.

В 60–80 годы производство автоцистерн в стране намного увеличилось, они стали устанавливаться на новые автомобильные шасси — ГАЗ-52, ГАЗ-53, ЗИЛ-130, ЗИЛ-131, МАЗ-500, что позволило намного улучшить их эксплуатационные показатели, но первые советские машины для транспортировки нефтепродуктов положили начало этому виду специализированных автомобилей.

 

АВТОТОПЛИВОЗАПРАВЩИКИ

Развитие авиации в середине 30-х годов прошлого столетия потребовало создания специального вида автоцистерн, способных перекачивать содержимое в топливные баки самолетов, для чего требовалось специальное оборудование. Первый советский автомобиль, предназначавшийся для заправки наземной и авиационной техники в полевых условиях, был создан в 1935 г. на базе трехосного ЗИС-6, поэтому ему присвоили индекс «БЗ-35».

Стальная цистерна имела эллиптическую форму, внутренняя поверхность которой была оцинкована для повышения коррозийной стойкости. Шестеренный насос типа СКБ приводился в действие от коробки отбора мощности, прикрепленной к демультипликатору. Его производительность составляла 400 л/мин. На задней стенке цистерны была смонтирована так называемая кабина управления — закрываемая дверцами ниша, в которой находились всасывающая и нагнетательная колонки, манометры всасывающей и нагнетательной магистралей, счетчик-литрометр, указатель уровня горючего. Здесь же были смонтированы рычаги сцепления, управления дроссельной заслонкой и включения муфты насоса.

Машина «БЗ-35» комплектовалась одним приемным шлангом, двумя раздаточными и одним перекачивающим. В походном положении они укладывались в специальные ящики. Несмотря на прогрессивную для своего времени конструкцию и оборудование, крупносерийное производство бензозаправщика «БЗ-35» налажено не было, и такие машины применялись только на важных стратегических аэродромах. С началом войны упрощенные бензозаправщики монтировались на шасси военных ЗИС-5В и некоторым образом решали проблемы обеспечения горючим танков и самолетов.

После войны к проблеме механизированной заправки топливом в полевых условиях военной и гражданской техники подошли более основательно. Что привело к появлению современных топливозаправщиков ТЗМ-150, АТЗ-3-151 и мощного аэродромного топливозаправщика ТЗ-200. Автомобиль топливозаправщик ТЗМ-150 строился с 1950 г. Курганским заводом «Строймашина» в России и Прилукским заводом противопожарного оборудования на Украине. Он стал самым распространенным. Его главным назначением, помимо перевозки и кратковременного хранения жидкого топлива, была механизированная заправка профилированным топливом машин в полевых условиях.

В стандартное шасси ЗИС-150 для ТЗМ-150 вносились следующие изменения:

  • Удлинялись на 320 мм задние концы продольных лонжеронов рамы;
  • Выхлопная труба выводилась под подножку кабины водителя;
  • Глушитель укреплялся при помощи кронштейнов к правому лонжерону рамы;
  • Воздушный ресивер монтировался на удлиненных кронштейнах.

Стальная полуэллиптическая цистерна имела такую же конструкцию, как и обычные бензоцистерны на шасси ЗИС-150. ТЗМ-150 снабжался типичным для бензозаправщиков того периода оборудованием: отстойник имел водоотделитель, а нагнетательный трубопровод - редукционный клапан для поддержания в системе давления, не превышающего 3,5 атмосфер, для предохранения шлангов и уплотнителей от преждевременного разрушения.

Оборудование, установленное на ТМЗ-150, позволяло наполнять цистерну топливом из посторонней емкости как расположенной на поверхности земли, так и заглубленной до 4,5 м, при помощи насоса, а если требовалось, вручную через заливную горловину; производить циркуляцию (перемешивание) топлива в цистерне или посторонней емкости для приготовления горючих смесей, заправлять технику профильтрованным топливом при помощи одного или одновременно двух раздаточных пистолетов из цистерны или из посторонней емкости, выкачивать топливо из цистерны, минуя фильтр, перекачивать топливо из одной емкости в другую, минуя и саму цистерну, и фильтр, причем топливозаправщик мог работать как передвижная насосная станция, а после окончания работы отсасывать и продувать топливо из раздаточных шлангов.

Автотопливозаправщик АТЗ-3-151, выпускавшийся с 1956 по 1970 г. грозненским заводом «Красный Молот», предназначался исключительно для заправки сельскохозяйственной техники в условиях разработки целинных и залежных земель, поэтому выполнялся на шасси высокой проходимости. Он оборудовался калиброванной емкостью и снабжался четырьмя шлангами для перекачивания топлива.

Корпус цистерны АТЗ-3-151 был сварным, внутри имелся волнорез, и размещалась всасывающая труба. Волнорез разделял цистерну на два сообщающихся отсека. Всасывающая труба была соединена с водоотделителем, установленным в отстойнике внизу цистерны. Цистерна имела три опоры, к которым приваривались кронштейны, предназначенные для боковых ящиков. Топливозаправщик мог заправлять профильтрованным топливом одновременно до четырех тракторов или комбайнов как из своей, так и из посторонней цистерны.

ТЗ-63 Автотопливозаправщик на шасси автомобиля ГАЗ-63. Автотопливозаправщик ТЗ - 63 предназначен для заправки фильтрованным горючим сухопутной техники и летательных аппаратов. Автотопливозаправщик представляет собой автомобиль, на шасси которого смонтированы цистерна и специальное оборудование.

Автотопливозаправщик может выполнять следующие операции:

  • Заполнять свою цистерну горючим из резервуара;
  • Заправлять машины фильтрованным горючим из своей ци¬стерны или резервуара;
  • Перекачивать горючее из одного резервуара в другой, минуя свою цистерну;
  • Перемешивать компоненты топлива внутри своей цистерны для приготовления смесей.

Автомобиль топливозаправщик БЗ-63 М, выпускался с 1949 по 1952 годы.

Автомобиль топливозаправщик ТЗ-63 на шасси ГАЗ-63, выпускавшийся с 1956 по 1962 г. Квасиловским механическим заводом.

Автотопливозаправщик ТЗ-200, выпускавшийся с 1959 по 1965 г. Тихорецким машиностроительным заводом «Красный Молот» на шасси автомобиля МАЗ-200, предназначался и в основном применялся для механизированной заправки топливом самолетов.

Топливозаправщик ТЗ-200 на шасси МАЗ-200 выпускался с 1957 года.

На топливозаправщике ТЗ-200 установлена некалиброванная эллиптическая односекционная цистерна объемом 7800 л, снабженная пневматическим ограничителем наполнения (для автоматического прекращения поступления горючего в емкость), расположенным на нагнетательном трубопроводе в кабине управления около заднего днища. Ее заполнение и опорожнение производится при помощи самовсасывающего центробежно-лопастного насоса СЦЛ-20-24 левого вращения производительностью 500 л/мин при 1450 об/мин.

Он имел цистерну емкостью в 7800 л, сваренную из листовой стали толщиной 3 мм с гофрированным днищем с отбортовкой толщиной 4 мм. Внутри цистерны устанавливались поперечные волнорезы, разделявшие цистерну на три сообщающихся отсека, продольные волнорезы, а также находилась заборная труба, предназначенная для выкачивания горючего из цистерны, соединенная с водоотделителем. Снаружи по бокам цистерны приваривались кронштейны для крепления трёх приемных шлангов, крюки для раздаточных шлангов и ушки для крепления лестницы-стремянки. Цистерна снабжалась пневматическим ограничителем наполнения, а управление всеми операциями осуществлялось из задней кабины, в которой размещались приемно-раздаточная аппаратура и щиток с контрольно-измерительными приборами.

ТЗ-500 предназначался для механизированной заправки летательных аппаратов авиационным топливом на аэродромах с твердым покрытием, а также для заправки наземной техники и транспортировки топлива. Применялся вместе с прицепом-цистерной ПЦ-6,7. Выпускался с 1964 до 1993 года на Тихорецком заводе химического машиностроения «Красный молот».

Топливозаправщик ТЗ-500 начал выпускаться Тихорецким заводом «Красный молот» в 1964 году

Топливозаправщик ТЗ-500 выпускался на Тихорецком заводе химического машиностроения Красный молот с 1964 по 1993 год.

Заправочная автоцистерна АЦ 4,0 131 на шасси ЗИЛ 131 с насосным оборудованием 1971 г.

Аэродромный топливозаправщик ТЗ-22. Наши дни. 

В качестве тягача применяется КрАЗ-258, КрАЗ-258Б1. Колесная формула тягача-полуприцепа 10х4.
Полуприцеп-топливозаправщик может выполнять следующие операции:

  • Наполнять цистерну топливом своим насосом;
  • Перемешивать топливо в своей цистерне;
  • Заправлять летательные аппараты фильтрованным топливом из своей цистерны;
  • Заправлять летательные аппараты фильтрованным топливом из сторонней емкости;
  • Перекачивать топливо из одного резервуара в другой, минуя свою цистерну;
  • Откачивать топливо из раздаточных рукавов;
  • Сливать топливо из цистерны самотеком.

Технологическое оборудование топливозаправщика состоит из цистерны, насосной установки, фильтров тонкой очистки, счетчиков жидкости, системы трубопроводов с арматурой, напорно-всасывающих и раздаточных рукавов с кранами и наконечниками, контрольно-измерительных приборов, размещенных в кабине управления, средств пожаротушения и заземляющего устройства. Цистерна из листовой стали, рамной конструкции. Внутри цистерны установлены волнорезы, ограничитель налива, трубопроводы. В верхней части цистерны расположены две горловины, в нижней – отстойник с водоотделителями. На крышке горловины имеются дыхательные клапаны. Для защиты счетчиков жидкости от повреждения при гидроударах установлены специальные демпферные устройства. Привод насоса осуществляется от автономного двигателя через коробку передач, редуктор и карданный вал. Управление выполняемыми операциями осуществляется из кабины, размещенной сзади цистерны

 

МАСЛО И ВОДОМАСЛОЗАПРАВЩИКИ

Для нормальной работы двигателя внутреннего сгорания одного топлива недостаточно, требуются охлаждение и смазка. Поэтому вместе с бензозаправщиками в полевых условиях всегда трудились автомобили масло- и водозаправщики, а порой и целые заправочные агрегаты. У нас они стали появляться сразу после войны, когда всем стало ясно: транспортировка моторного масла в канистрах не самый экономически выгодный способ. Первым автомобилем-маслозаправщиком, выпущенным в 1949 г. Могилевским заводом ПТО, стал агрегат МЗ-51М на шасси ГАЗ-51, который предназначался для транспортировки и нагрева масла, а также заправки машин профильтрованным маслом. Агрегат имел сварной котёл, внутри которого были приварены три пояса из углового железа для придания жесткости. К переднему и заднему днищам котла был приварен кожух воздушной рубашки, внутри которого размещалась жаровая труба.

Масляная емкость котла образуется как пространство между внутренней поверхностью котла и наружной поверхностью воздушной рубашки. Воздушная прослойка между жаровой трубой и воздушной рубашкой предохраняла стенки масляной емкости котла от непосредственного соприкосновения с пламенем, чем предотвращалось пригорание масла к стенкам котла. Внутри жаровой трубы, снабженной в передней части конусообразным отражателем газов, установлен двухпоточный конусный змеевик, по которому циркулирует масло в течение всего времени нагрева.

Масло нагревалось керосиновой форсункой, установленной на фронтальной плите, соединенной с жаровой трубой. Масло по змеевику прокачивал ротационно-зубчатый насос со встроенным дифференциальным предохранительно-перепускным клапаном. Тяга в топке котла создавалась эжектором, размещавшимся в нижней части дымовой трубы, служившей для вывода горячих газов наружу. Благодаря термоизоляции наружной поверхности котла, состоящей из деревянных щитов, обшитых фанерой со шлаковатой, масло продолжительное время сохраняло тепло. Основные трубопроводы МЗ-51М изготавливали из стали. Они выходили в кабину управления в задней части маслозаправщика, где также располагались распределительный щиток топливо-бензо-воздухосистемы и щиток с контрольно-измерительными приборами.

Кроме топливо, масло и водозаправщиков советская промышленность строила и универсальные заправочные агрегаты на автомобильных шасси, которые позволяли перевозить все виды ГСМ и заправлять ими тракторы, комбайны и другие машины на месте их работы, а также перекачивать жидкое топливо помимо собственной цистерны, смазывать машины консистентной смазкой и автолом, тушить пожары. К таким агрегатам относился МЗ-3904 ГОСНИТИ, выпускавшийся Красиловским машиностроительным заводом с 1958 по 1965 г. на шасси автомобиля повышенной проходимости ГАЗ-63. Подобный агрегат мог использоваться для обслуживания и заправки всеми ГСМ12–20 тракторов, работающих на удалении 20–40 км от нефтебазы. Также следует упомянуть автомобили-водомаслозаправщики на шасси ЗИС-151 Харьковского завода транспортного машиностроения МЗ-151 и ВМЗ-ЗИС-151, выпускавшиеся с 1956 по 1960 г. и успешно применявшиеся в войсковых соединениях.

Автомобиль-цистерна водомаслозаправщик ВМЗ-40 на шасси ЗИС-5В 1941 год.

Автомобиль-цистерна водомаслозаправщик АЦ-4 на шасси автомобиля ЗИЛ-164.

Автоцистерна для транспортировки и заправки различных сортов масла, переделанная из бензоцистерны АЦ-4-164 в «ГЛАВМОСАВТОТРАНСЕ»

Автомобиль-маслозаправщик МЗ-151 на шасси ЗИС-151, выпускавшийся Харьковским заводом транспортного оборудования с 1950 по 1956 г.

Автомобиль-маслозаправщик МЗ-150 на автошасси ЗИС-150, он же водозаправщик. Предназначен для подогрева и доставки масла к самолетам. Выпускался с 1949 по 1952 г, изготовлено 809 шт.

Автомобиль-маслозаправщик МЗ-150 на заправке самолета.

Автомобиль-маслозаправщик МЗ-51М на шасси ГАЗ-51А, выпускавшийся с 1956 по 1975 г. Могилевским заводом ПТО.

Модернизированный маслозаправщик МЗ-51М двойного назначения на шасси ГАЗ-51А.

Маслозаправочный агрегат МЗ-3904 ГОСНИТИ на шасси ГАЗ-63 строил с 1967 по 1975 год Квасиловский машиностроительный завод.

Десантируемый маслозаправщик ТЗ 2 66Д на базе ГАЗ 66Б со съемными элементами кабины. 1976 год.

У вас остались вопросы?

Оставьте заявку на консультацию со специалистом

Оставить заявку