С 1 марта 2024 вступают в силу существенные изменения законодательной базы, касающейся негабаритной логистики. Автоматизация согласований, выбор маршрута пользователем, разрешения за три часа — Спецраз.рф внимательно изучил эти изменения и написал о самых важных.
Какие законодательные акты изменятся
Во-первых, вносятся значительные правки в Федеральный закон №257-ФЗ "О дорогах и дорожной деятельности в РФ". Больше всего изменений претерпела статья 31 "Движение по автомобильным дорогам тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства".
Во-вторых, вступает в силу Постановление Правительства РФ №2060 от 01.12.23 "Об утверждении Правил движения тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства", которое отменяет действие двух других постановлений: №67 от 31.01.20 "Об утверждении Правил возмещения вреда, причиняемого тяжеловесными ТС" и №1218 от 04.08.20 (оно небольшое, корректирующее).
В-третьих, вступает в силу короткий Приказ Минтранса РФ №238 от 03.07.23, который только отменяет два приказа Минтранса: №418 от 18.10.2022, ранее регламентировавший порядок выдачи спецразрешений на негабарит и приказ №90 от 12.03.18, который определял правила установления постоянных маршрутов для негабарита.
Теперь порядок выдачи спецразрешений будет определяться не приказом Минтранса, а постановлением Правительства №2060, которое также вводит правила движения КТГ: раньше не было отдельного законодательного акта, определявшего эти правила. Отменяется эксперимент с введением постоянных маршрутов для КТГ, которому были посвящены приказ №90 и некоторые положения 257-ФЗ.
Федеральный закон №257-ФЗ
Весенние изменения в федеральный закон касаются в первую очередь, именно крупногабаритных и тяжеловесных грузов. По всей видимости, они внесены для поддержки Постановления Правительства №2060, которое с этой весны будет являться основным нормативным актом для негабаритчика, о нем расскажем ниже в отдельном разделе.
Статья 31 — про перевозку КТГ
Эта статья существенно расширилась — в ней теперь 36 частей вместо 20, а содержание значительно поменялось. Положения, касающиеся опасных грузов вынесли в отдельную статью — 31.3. А статья 31 теперь полностью посвящена только КТГ.
Новый текст части 6 вводит понятие "правила движения тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства", которого раньше в законодательстве просто не было. Были и остаются "требования к организации движения по автомобильным дорогам тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства", которые регламентирутся Приказом Минтранса №343 от 31.08.20 г. Но "правил движения КТГ" в правовом поле не существовало.
Теперь часть 6 статьи 31 этого федерального закона является отправной точкой для Постановления Правительства №2060, которое как раз и утверждает те самые правила движения КТГ.
Части статьи 31, начиная с 7 и по 27 включительно, полностью посвящены выдаче спецразрешений на негабарит. В них теперь на уровне федерального закона закрепляются основные положения, которые раньше присутствовали только в приказах Минтранса.
Разрешение через три часа?
Пожалуй, самый важный - наверное, даже революционный пункт в новой версии статьи 31, это пункт, установленный частью 21:
21. Специальное разрешение должно быть выдано в течение трех часов с момента согласования маршрута движения заявителем...
Три часа! После норматива в 15 рабочих дней, пришедшего еще из девяностых, это действительно революция в процедуре выдачи разрешений.
фото: Shutterstock
Конечно, этот период указан с оговорками: разрешение выдается в течение трех часов после наступления всех событий, необходимых для выдачи разрешения. Причем приведен закрытый список всех этих событий:
- маршрут согласован заявителем (об этом чуть ниже);
- оплачен ущерб дорогам, если ТС тяжеловесное;
- согласованы все ПОДД по маршруту;
- владелец автодороги подтвердил выполнение заявителем мер по обеспечению движения КТГ (это тоже относительная новинка, про нее немного ниже).
То есть, если автопоезд не тяжелый, маршрут не предусматривает разработку ПОДД или принятие дополнительных мер по обеспечению движения (а таких перевозок негабарита — подавляющее большинство), то разрешение действительно будет выдаваться через три часа?
Согласование маршрута заявителем
Однако, есть еще один пункт вне этого списка, который влияет на полный срок оформления разрешения: срок на установление маршрута. На этот счет в статью 31 добавлена часть 10:
10. Маршрут движения тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства ... должен быть установлен системой выдачи специального разрешения в автоматическом режиме в срок, не превышающий одного календарного дня с момента регистрации этого заявления ... за исключением случая, если объем сведений, внесенных владельцами автомобильных дорог в систему выдачи специального разрешения, не позволяет системе выдачи специального разрешения установить маршрут движения.
Речь идет о том, что система выдачи разрешений (safe-route.ru) сначала в течение одного календарного дня определяет возможные маршруты движения КТГ и предлагает несколько вариантов маршрутов заявителю на выбор. И вот как раз выбор маршрута и назван в 257-ФЗ "согласованием маршрута заявителем".
Если система выдачи не нашла в своей базе данных о дороге, то закон предписывает добавить эти данные тоже в течение одного рабочего дня.
Причем опять же на уровне федерального закона (часть 11 статьи 31) прописаны критерии, по которым система выбирает маршрут для согласования заявителем:
- наименьшая протяженность маршрута;
- отсутствие необходимости разработки ПОДД или принятии мер по обеспечению движения КТГ;
- наименьший размер вреда для тяжеловесов.
Выглядит все очень прогрессивно. Автоматическое прокладывание нескольких маршрутов, предоставление пользователю возможности выбрать маршрут и выдача разрешения через три часа - это действительно прогресс. Еще бы сама система работала стабильно...
Однако, если на маршруте не обойтись без ПОДД или перечня мер, сроки выдачи выглядят уже не так радужно.
Меры по обеспечению движения КТГ
Что это за новый зверь такой, описано в части 16 статьи 31:
16. Если масса тяжеловесного транспортного средства превышает несущую способность участка автомобильной дороги и (или) искусственного дорожного сооружения, по которым проходит маршрут ... и (или) габариты крупногабаритного транспортного средства превышают габариты приближения автомобильной дороги, по которой проходит маршрут ..., с учетом радиусов автомобильной дороги в плане и профиле, и (или) на автомобильной дороге или ее участке, по которым проходит маршрут ... введены временные ограничения движения транспортных средств, для получения специального разрешения заявителем обеспечивается принятие мер, направленных на обеспечение возможности движения по автомобильной дороге или ее участку тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства ... Установление необходимости принятия мер по обеспечению возможности движения по автомобильной дороге или ее участку тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства производится системой выдачи специального разрешения одновременно с установлением маршрута движения.
То есть речь идет про супер-тяжи или очень большие габариты — то, что раньше называлось "спецпроектом по укреплению дорог или искусственных сооружений". Либо про движение по участку с временными ограничениями. С учетом того, что перечень мер заводится владельцем дороги в систему заранее, пользователь получает информацию об этом на этапе выбора маршрута и может избежать таких участков.
Перечень мер подлежит согласованию с владельцами дорог и с ГИБДД по той же схеме, что и проекты организации дорожного движения. Подробнее об этом дальше.
ПОДД в законе
Во-первых, в 257-ФЗ теперь появилось определение ПОДД:
26) проект организации дорожного движения для маршрута или участка маршрута движения тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства — документация, предусматривающая проведение мероприятий по организации дорожного движения для маршрута или участка маршрута движения тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства в случае, предусмотренном частью 15 статьи 31 настоящего Федерального закона;
фото: Shutterstock
Во-вторых, закон теперь фиксирует условия, при которых требуется разработка ПОДД (раньше эти условия определялись только в Приказе Минтранса №343). Они не поменялись: как и прежде, проект будет требоваться:
- на весь маршрут, если длина автопоезда больше 35,0 метров или ширина больше 5,0 метров;
- или на определенный участок, если на двухполосных дорогах для движения встречки остается менее 3,0 метров.
В-третьих, закон регламентирует процедуру согласования ПОДД. Теперь их будут согласовывать по другой схеме. До 1 марта проекты сначала согласовывали владельцы дорог, а после сбора всех согласований — ГИБДД региона начала полного маршрута.
Теперь проекты и перечень мер будут отправляться через систему сначала владельцу дороги — у него будет пять рабочих дней на согласование. После того, как балансодержатель согласует ПОДД или перечень мер, документ отправится на согласование в ГИБДД того же региона, по которому проходит маршрут, указанный в проекте. У инспектора тоже будет 5 рабочих дней на согласование. То есть согласование ГИБДД не одно в финале работы, а столько, сколько участков с ПОДД или перечнем мер.
Но тут же приятный сюрприз для перевозчиков — если владелец дороги или инспектор ГИБДД не успевает согласовать ПОДД или перечень мер в пятидневный срок, то прилетает не отказ в выдаче разрешения, а автоматическое согласование.
Таким образом, наличие ПОДД на маршруте будет растягивать срок оформления разрешения до 10 рабочих дней. Плюс еще 5 дней дается на согласие заявителя с требованием предоставить проект — итого до старых добрых 15 рабочих дней. Однако, с учетом того, что теперь можно выбрать маршрут без ПОДД, можно будет избежать этого этапа и получать разрешение за три часа.
Однако, раз теперь ПОДД прописался аж в федеральном законе, можно сделать вывод, что в ближайшее время никто от них отказываться не собирается. Более того, с 1 сентября 2024 вступит в силу Приказ Минтранса №361 от 31.10.2023 г., который расширит перечень требований к проектам организации дорожного движения, но об отмене или каком-то реформировании работы с ними речи там не идет.
Контейнеровозы
В статье 31, части 2 добавили важную формулировку про контейнеровозы.
2. Движение по автомобильным дорогам тяжеловесного транспортного средства, масса которого с грузом или без груза и (или) нагрузка на ось которого более чем на десять процентов превышают допустимую массу транспортного средства и (или) допустимую нагрузку на ось, в том числе при международной перевозке товаров в контейнере в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита разными видами транспорта
...
допускается при наличии специального разрешения, выдаваемого в cоответствии с положениями настоящей статьи.
Таким образом, на международную перевозку грузов в контейнерах теперь тоже можно оформить разрешение, несмотря на то, что груз в контейнерах является делимым.
Наконец-то разрешился этот давний вопрос — что делать при превышении общей массы или осевых нагрузок при получении затаможенного груза в порту в контейнере: разрешение им приходилось оформлять с разными ухищрениями или не оформлять вовсе. Теперь можно оформить разрешение (с оплатой ущерба) и ехать без штрафов на весах.
Обратите внимание — эта норма касается только контейнеров, осуществляющих международную перевозку груза. То есть такую перевозку, которую нельзя в РФ подразгрузить. Отечественные контейнеры по-прежнему законодательно нельзя загружать "под завязку", делая транспорт с ним тяжеловесным.
фото: Shutterstock
Отмена постоянных маршрутов для КТГ
Из части 13.3 статьи 11, про постоянные маршруты, удалили норму, что эти маршруты будут устанавливаться для КТГ — они остались только для опасных грузов. Видимо, эксперимент с введением этих постоянных маршрутов для негабарита (которое регламентировалось приказом Минтранса №90 от 12.03.18), не удался. И этот приказ тоже отменили.
Идея с постоянными маршрутами была в том, что те перевозчики, кто за 12 месяцев получит 150 разрешений на автопоезда с габаритами не более 22.0х3,0х4,2м могут подать заявление об установлении постоянного маршрута и после его согласования, осуществлять перевозки "без выполнения специальных мероприятий и ограничений по организации такого движения" на срок, который позволят владельцы дорог. Ну то есть, ездить по нему с этими габаритами без оформления разрешений. Но при этом постоянный маршрут снимается, если на нем вводятся временные ограничения, затевают ремонт или с дорогой что-то происходит.
В общем, малореальная история. Интересно, хоть одно заявление о постоянном маршруте попадало в Росдормониторинг? Видимо, их либо не было совсем, либо было настолько мало, что эту практику решили отменить вовсе.
И еще пара изменений
Выше описаны ключевые изменения, которые действуют с 1 марта 2024 года в Федеральном законе №257-ФЗ "О дорогах и дорожной деятельности в РФ". Помимо этих важных новшеств, в закон еще добавлены:
- Причины отказа в выдаче разрешений. Они в целом не поменялись по сравнению с теми, что были закреплены в Приказе Минтранса №258.
- Также закон теперь предписывает перевозчику информировать о дате каждой поездки тяжеловесного ТС. Причем с этим строго — если дату начала поездки не указать, то в этом случае рамки АСВГК будут считать, что тяжеловес едет без разрешения — со всеми вытекающими.
Вот в целом, обзор изменений в 257-ФЗ. В следующем разделе обсудим новые Правила движения тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства, установленные новым постановлением.
Постановление Правительства РФ № 2060
Этот документ во-первых, устанавливает новую юридическую сущность — "правила движения тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства". Во-вторых, объединяет в себе несколько других документов:
- порядок выдачи разрешений на негабарит (установленный ранее Приказом Минтранса №418);
- правила расчета и возмещения вреда дорогам от тяжеловесных ТС (раньше это регламентировалось Постановлением Правительства №67);
- а также дублирует и дополняет допустимые весогабаритные параметры разных типов транспорта, установленные в приложениях к Постановлению Правительства №2200 от 21.12.20 г., которое, к слову, продолжает действовать.
Порядок выдачи разрешений на негабарит
Рассмотрим, что поменялось в новом порядке по сравнению с прежним, по приказу 418.
Срок действия разрешения увеличен с 3 месяцев до 135 дней. При этом срок можно увеличить еще на 3 месяца, если по маршруту требуется разработка ПОДД или перечня мер:
До выдачи специального разрешения, но не менее чем за пять рабочих дней до окончания срока перевозки, в случае необходимости разработки проекта организации дорожного движения и (или) перечня мер заявитель вправе посредством личного кабинета перевозчика ходатайствовать об изменении заявленного срока перевозки на срок, не превышающий трех месяцев со дня окончания ранее заявленного срока перевозки.
Новый срок должен быть согласован владельцами дорог в течение пяти рабочих дней.
Вводится новая норма, по которой действие уже выданного разрешения может быть приостановлено - если по маршруту движения начинается внеплановый ремонт дороги.
При необходимости проведения внеплановых работ ... в пределах согласованного маршрута, действие специального разрешения приостанавливается на время проведения таких работ.
Владелец соответствующей автомобильной дороги ... в течение часа после наступления обстоятельств, приведших к необходимости проведения внеплановых работ, уведомляет уполномоченный орган ... о введении ограничений, связанных с внеплановыми работами, и сроках действия таких ограничений.
Уполномоченный орган уведомляет о приостановлении и возобновлении действия специального разрешения владельца транспортного средства посредством личного кабинета перевозчика.
Судя по опыту внезапного начала ремонтов, придется перевозчикам регулярно поглядывать в личный кабинет - не отменилось ли уже выданное разрешение, особенно в летний период.
Также, как и в 257-ФЗ закрепляется обязанность перевозчика уведомлять через ЛК о начале каждой поездки тяжеловесного ТС.
Доступ в ЛК будет осуществляться теперь через авторизацию на Госуслугах.
Доступ к личному кабинету перевозчика граждан Российской Федерации и зарегистрированных в Российской Федерации юридических лиц осуществляется с использованием федеральной государственной информационной системы "Единая система идентификации и аутентификации...
Так что добавляйте своих сотрудников в личные кабинеты организации, чтобы они имели возможность работать с оформлением разрешений. Видимо, доступ по логину-паролю оставят только для иностранцев.
Значительно упрощается процесс согласования маршрута. Если в приказе 418 был целый длинный раздел, посвященный согласованиям, то в новом постановлении есть только раздел "Рассмотрение заявления", в котором два довольно коротких пункта — о том, что все происходит автоматически (за исключением случаев, если данные о дороге не внесены в систему).
Вслед за 257-ФЗ фиксируется срок выдачи разрешения в течение трех часов с момента выбора маршрута заявителем, если по маршруту не требуется ПОДД, принятие мер или оплата ущерба.
Выдаваться заявителю теперь будет не разрешение, а выписка из реестра разрешений.
Порядок расчета ущерба и возмещения вреда дорогам
Основное изменение в том, что теперь ущерб будет рассчитываться системой выдачи разрешений, а оплачивать ущерб нужно в ФКУ Росдормониторинг, а не владельцам дорог.
Сами формулы для расчета ущерба, а также размеры коэффициентов, используемых в этих формулах, перекочевали из Постановления №67 без изменений.
Нужно только отметить, что в конце 2023 года закончили действовать переходные коэффициенты, понижающие размер ущерба при превышении общей массы. Они были зафиксированы в Постановлении №67. С начала этого года размер ущерба по полной массе считается уже без них.
Приложения к Постановлению
В первых трех приложениях разместили допустимые нормы весогабаритных параметров для разных типов транспортных средств. Такие же нормы установлены Постановлением Правительства №2020, однако есть пара изменений и дополнений.
Во-первых, для всех транспортных средств устанавливается разрешенная ширина в 2,60 метра, в отличие от прежней нормы в 2,55 для всех ТС и в 2,60 только для рефрижераторов.
Во-вторых, в таблицы по допустимым габаритам и общей массе добавили строчки для автобусов. Как уж автобусы относятся к крупногабаритной технике — не совсем понятно, но теперь для них есть отдельные нормативы. Нормативы для грузовиков не поменялись.
designed by macrovector / Freepik
designed by macrovector / Freepik
designed by macrovector / Freepik
В заключение
В целом заметно, что изменения направлены на серьезное упрощение процедуры оформления разрешений на перевозку КТГ. Автоматизация согласования маршрута и расчета ущерба, закрепленный в федеральном законе трехчасовой срок выдачи разрешения, увеличенный срок действия разрешений, согласование ПОДД в пользу перевозчика при отсутствии "ручного" согласования от владельца дороги или ГИБДД — все это однозначно прогрессивные изменения.
Будем надеяться, что сама система выдачи разрешений будет все это стабильно поддерживать и работать без сбоев.
Материал предоставлен
Спецраз.рф