Пересечь КПП на белорусско-литовской границе удаётся лишь трети большегрузов. И, по прогнозам, к Рождеству ситуация только ухудшится.
Похожие проблемы и на пунктах пропуска Латвии и Польши. Там в совокупности находятся свыше пяти тысяч грузовиков. Власти Белоруссии называют действия своих европейских соседей — издевательством.
Это даже не ближайшая к границе заправка: видно, что до пункта пропуска еще 18 километров. Но вся она фактически превращена в автостоянку для фур и так все окрестные АЗС.
Водители через одного с лопатами: машины буквально стоят, как вкопанные. Точнее, вмерзшие: Станислав тут девятые сутки, когда приехал, еще был асфальт.
Еле едут: фуры в три ряда, один свободный. Работают коммунальщики, на перекрестках ГАИ, город на обочине, где живут, спят, едят в кабинах. Дальнобойный и дальновидный быт.
Все можно: и жарить, и тушить запас продуктов. Относительно нормальный пока. На сколько? Дня на четыре хватит.
Этого точно мало, к автолавкам очереди за горячим обедом. Есть даже халяль, Орхан из Турции тоже тут 9 суток и перед ним в очереди еще 408 машин.
Желтый жилет на зеркале, знак: отдыхаю, меня можно объезжать – международный язык дальнобойщиков. Здесь казахи и французы, литовцы и армяне. Европейцы, россияне и белорусы из-за зеркально введенных санкций еще заезжают на перегрузку, но механизм отлажен настолько, что это занимает минимум времени, и парадокс: очередей в зале таможенного оформления нет.
"Те транспортные средства, которые сейчас находятся вдоль дороги, в отношении них проведены все грузовые операции, перецепки или перегрузки, и все они ждут выезда в Европейский Союз", – пояснила Леонарда Локтева, начальник таможенного поста "Ошмянский".
Вот она, Литва – какие-то 200 метров фуры, уже формально покинувшие Белоруссию, могут ехать еще полсуток.
"В связи с тем, что там литовская сторона не принимает, бывает, простаиваем и по 6-7 часов. Уже после оформления. На нашей стороне оформляемся очень быстро, потом ждем, рекорд у меня 15 часов. А что так медленно? Никто не знает, они ж ничего не говорят", – рассказывает Александр Захаренко, водитель.
Игнорируют литовцы и все международные договоренности: работают вполсилы и это статистика: Литва уже неделю принимает от четверти до половины фур от суточной нормы.
"Мы готовы максимально много подавать транспортных средств, но сопредельная сторона, принимает то количество, которое они обязались – это просто политика сдерживания транспортных потоков", – полагает Сергей Матвеев, начальник таможенного поста "Каменный Лог".
Вне очереди должны идти опасные грузы, скоропорт и пустые фуры, но для прибалтов это пустой звук.
Саботаж на всех европейских границах: тормозит Латвия, на въезд стоят около 700 фур.
Больше тысячи – в Польшу. Вот протест польских же перевозчиков, Варшава в день пропускает втрое меньше фур, чем должна.
А прямо в пункте пропуска на днях умер дальнобойщик из Сербии, он неделю ждал в очереди на польской стороне – страшная плата за простой.
"Иначе как садизм, это нельзя назвать, это права человека, различные пакты, они полностью перечеркнуты. Теперь представьте, что перевозчик будет добавлять в цену товара эти "простойные", которые он теряет", – отмечает Екатерина Станкевич, председатель ассоциации профессиональных перевозчиков?
Заплатят сами европейцы, по оценкам экспертов, день простоя сейчас – до 1000 евро, ведь впереди Рождество. Водители на обочинах лепят снеговиков. Надеются, что уедут до того, как они растают.
smotrim.ru